Теперь о самом Витусе Беринге

Деятельность Басову не принесла. Хорошо, что нижнекамчатский корабельный мастер построил ему и его компаньонам корабль-шитик в долг. Вот на этом-то малом суденышке и выбросило Басова с компаньонами на неприветливый берег острова Беринга (правда, шитик особенно не пострадал). Здесь Басов провел зиму и, вероятно, добыча его дала немалую прибыль, потому что в 1745 году он возвращается сюда. 1600 морских бобров, 2000 голубых песцов да столько же шкур в то время не очень еще ценившегося морского котика — вот добыча очередного плавания. Заработки компаньонов превзошли их ожидания. Емельян Басов наведывался на Командоры еще дважды: в. 1747 и в 1749 годах.

Сохранился его рапорт в канцелярию охотского порта: «По вступлении моем с казаками в вояж, в прошлом 1747 г., для прииску неведомых островов, на судне Петре шитике, на своем собственном коште... прибыли на прежде обысканный второй малый остров в августе (имеется в виду Медный; таким образом, впервые высадившись на нем, Емельян Басов завершил открытие Командорских островов.— Л. Я.)... на лайдах собрано самородной меди 50 фунт. На том же острове в полунощной стороне нашли незнаемую вещь, руда ли она или какая незнаемая вещь, которой взято и привезено фунта с два. Да найдено служителями на берегу 205 камешков, больших и малых, в том числе два желтых, один малиновый. Да ещё найдена новокурьезная рыбка... Вывезено нами в Нижний Камчатский острог-бобров, кошлаков и маток 970, хвостов бобровых тож число, песцов голубых 1520. И оные звери разделили обще всем по паям, кто со мной в вышеупомянутом вояже был...

Сержант Емельян Басов».

Примерно в те же годы зимовали на островах то Андреян Толстых, то Андрей Всевидов, то известный землепроходец, личность воистину легендарная, Никита Шалауров. Первые промышленники, как уже было сказано, расхищали небогатое имущество экспедиции Беринга, так что наконец было запрещено приставать к этому берегу. Однако зверобойный промысел продолжал развиваться, и запрещение было забыто. Горечь кораблекрушения изведал в те годы казак Воробьев. Но, разбившись то ли у Арьего Камня, то ли у Топоркова острова, он построил из обломков небольшое суденышко и возвратился на Камчатку с двумя тысячами морских бобров. Крепко не повезло зверопромышленнику Дружинину. Он разбился на Беринге, построил из обломков новое судно, отправился на разведку других островов и опять-таки, возвращаясь, потерпел крушение именно у злополучной командорской земли. Однако наиболее удачными, в полном смысле триумфальными были плавания «для приискания новых землиц», богатых, как тогда говорили, мягкой рухлядью (мехами), штурмана Гавриила Прибылова (открывшего принадлежащие ныне США острова его имени) и рыльского купца Григория Шелихова. Достаточно сказать, что в 1786 году Шелихов привез с Командор до 18 тысяч котиков! Так было положено начало его богатству, и так началась его слава. Именно Григорий Шелихов положил впоследствии немало сил для создания Российско-Американской компании по эксплуатации, пушных промыслов на вновь открытых землях. С образцами ее деятельности, в основном прогрессивной, но принимавшей подчас хищнические формы, мы познакомимся в одной из последующих глав.

{::Люди великого долга::}

Натуралист и медик экспедиции Георг Стеллер родился в 1709 году в Германии, в Виндсгейме. Внешне он удался не очень привлекательным, зато вырос крепким и здоровым.

Был он с малых лет и до самой смерти любознательным, пытливым, жажда знаний в нем прямо-таки бурлила, зато уж вздорному его характеру, склонности к скандалам никто бы не позавидовал. Впрочем, его задиристость и неуступчивость приводили подчас к поступкам, которые спустя два века мы склонны рассматривать, как выдающиеся.

По всему судя, он должен был стать священником, но в университете увлекся естественными науками — зоологией, ботаникой, медициной. Вообще-то он учился в нескольких университетах и в 1734 году, успешно сдав экзамены по ботанике, получил право занять кафедру в берлинском университете (впрочем, свободной кафедры не оказалось).

И он решил ехать в Россию. Именно там, в стране, при Петре уделявшей исключительное внимание наукам и разного рода нововведениям, мечтал он найти приложение своим способностям.

Нищий Стеллер с несколькими талерами в кармане отправляется в страну, которая помимо иных соображений манила его неизведанностью просторов, неисхоженностью дорог. Впрочем, вряд ли он даже подумать мог, что действительность превзойдет самые смелые его мечты, что судьбой уготовано ему захватывающее и невообразимое по трудностям путешествие на край света,

Оглавление