Алеуты

«И с такою-то силою здешний правитель коммерции советник Кусков не страшится испанцев и пренебрегает всеми их угрозами»,— отмечает в книге «Путешествие на шлюпке «Камчатка» Василий Головнин, А советский писатель-историограф Сергей Марков приводит в своей «Летописи Аляски» пример, когда испанцы взяли в плен алеутов из этой колонии, подвергли их нечеловеческим пыткам, «принуждая воспитанников Баранова принять католичество и перейти на службу к испанцам». Один из алеутов умер от пыток, но присяге не изменил. Остальных удалось выручить из застенка отцов-францисканцев.

Новый этап в отношениях между русскими и алеутами наступил с приездом сюда Иоанна Вениаминова (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий). Он был довольно образованным для своего времени человеком. Попав миссионером к алеутам, он десять лет прожил среди них безвыездно (возвращался в качестве инспектирующего лица и позже! В короткое время изучил он алеутский язык. Учредил на острове Уналашке школу для русских и алеутских детей. Составил первую научную грамматику алеутского языка и алеутский алфавит. Наконец привил на островах любовь к огородничеству и ремеслам, в частности к кузнечному делу.

Вениаминова по праву считают не столько священником, сколько ученым этнографом и естествоиспытателем. Он тщательно наблюдал за природой, пользуясь для этого и собственного изобретения приборами.

Он оставил нам чрезвычайно ценную книгу-исследование «Записки об островах Уналашкинского отдела». Не одно поколение географов, историков и этнографов пользуется этим трудом.

После продажи русским правительством в 1867 году Алеутских островов и Аляски Соединенным Штатам новые хозяева островов, по свидетельству Теда Бенка, сразу же передоверили алеутов браконьерам и биржевым дельцам.

Котики, поголовье которых было мало-помалу восстановлено русскими, в итоге хищнического промысла снова оказались на грани истребления. Правительство штатов спохватилось, ввело особые правила, а заодно обратило внимание и на самих алеутов. Появились бесчисленные администраторы и учителя. Алеутов обязали изучать английский язык, над их обычаями глумились, пытались ломать (и ломали) привычный бытовой уклад... Понятно, что любые начинания американцев после этого казались алеутам посягательством на свободу их личности, «гонением на родной язык и веру»." Тем более настойчиво и упорно держались они за религию русских, и даже самое преподавание английского языка в островных школах расценивали как попытку отвратить от православной веры. Дальше Тед Бенк отмечает, что американские моряки редко посещали алеутские гавани, русские же корабли до революции были здесь частыми гостями, вызывая у старейших алеутов «приступы тоски по родине».

Счастливей сложилась судьба у потомков тех алеутов, которые некогда были завезены Российско-Американской компанией на Командоры для промысла котиков.

Еще Стеллер высказал догадку, что на эти острова не ступала прежде нога человека. И впрямь позднейшие исследователи не находили здесь доказательств, что, мигрируя на юг или на север, через Командоры прошла какая-либо народность. Впрочем, есть очень давние сведения, что здесь находили остатки каменных стрел, но поскольку это была единственная находка, остается, предположить, что они занесены сюда случайно.

Таким образом, алеуты на Командорах явились тем корённым ядром жителей-аборигенов, вокруг которого образовались позднейшие национальные наслоения.

Переселение' алеутов на Командоры вызывалось прежде всего экономическими соображениями. Быстро развивался котиковый промысел. Новая технология обработки и крашения котиковых шкур потребовала перехода к засолке этих шкур на месте, сразу же после съемки. Понадобилась и постоянная квалифицированная рабочая сила, более дешевая, нежели все увеличивавшийся сезонный завоз промысловиков.

Известный русский географ и мореплаватель Ф. П. Литке побывал на Командорах во время кругосветного плавания 1826—1829 годов. Он должен был узнать точное место селения Российско-Американской компании, куда по договоренности с нею собирался завезти через год алеутов с Уналашки. Он нашел здесь 110 человек, преимущественно алеутов с островов Атту и Атхи.

В 1840 году компания привезла на острова в качестве рабочих русских, зырян (коми), цыган, даже киргизку. Постоянными жителями, Командор в те времена стали курильские айны, эскимосы с острова Кадьяка, колошенские креолы.

Оглавление