Бусы и пушки экспедиции Беринга
И решено было бы приехать за столько тысяч километров и не побывать в местах, связанных с Берингом. Там, правда, не воздвигнут величественный памятник, но, если верить лоции, до 1933 года еще стояли юрты, в которых жили участники Второй Камчатской экспедиции (уточню, что лоции верить все же не следует, имеются в виду землянки более поздних промысловых партий).
Каковы были задачи экспедиции и что с ней произошло? Судьба ее настолько драматична и примечательна достигнутыми результатами, что требует подробного и обстоятельного рассказа.
Возвращаясь в 1697 году из Голландии в Москву, Петр I повстречался с выдающимся и весьма разносторонним ученым Лейбницем. Практика торговых связей .и мореплавания тех лет требовала изыскания новых, более коротких путей сообщения между материками и странами. Лейбница, в частности, занимал вопрос о возможности существования пролива между Азией и Америкой. Для России такой пролив означал бы прежде всего немалые выгоды в развитии мореходства, нацеленного на освоение еще неведомых земель. Можно понять, насколько все это было близко пытливому уму Петра I. Да и до беседы с Лейбницем его серьезно занимала идея разведывания морской дороги в Китай, установления прямых морских сношений с Индией. («Огродя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусство и науки»,— говорил он.)
Во исполнение этих замыслов Россия приступила к важным географическим исследованиям.
В декабре 1724 года русский морской офицер, по происхождению датчанин, Витус Беринг был назначен начальником Камчатской экспедиции. А еще через месяц он с группой сподвижников на 25 подводах отправился через всю Сибирь к берегам Охотского моря. Это был героический переход, длившийся много месяцев. Известно, что по дороге участники экспедиции «ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятныя и всякие сырыя кожи, платья и обувь кожаныя».
Немало трудностей и лишений пришлось испытать и при постройке кораблей, на которых предполагалось искать берега Америки. Рассказ об этом был бы очень пространным.
Спустя много лет, в 1733 году, была организована Вторая Камчатская экспедиция, так как Первая получила только косвенные, но не прямые доказательства существования пролива', отделяющего Азию от Америки. Самой Америки мореплаватели не увидели, т. к. поспешили прежде времени возвратиться в Петербург. Тогда как, по мнению лейтенанта флота Чирикова, следовало обогнуть Чукотку до устья Колымы, либо идти к северу по проливу до конца и, лишь убедившись, что суда находятся в Ледовитом океане и пролив действительно существует, повернуть назад. И то не прежде, чем будут определены ширина пролива и примерное расстояние, отделяющее Азию от Америки.
Беринг возвращался на Камчатку прежним путем, не усложняя себе задачи, за что его позже упрекал Ломоносов — мог-де взять восточней, «которым ходом», наверное, приметил бы берега северо-западной Америки.
Обстоятельства, однако, сложились так, что руководителем Второй экспедиции, преследующей прежнюю и ряд других целей, вновь был назначен Беринг. Именно он вел пакетбот «Святой Петр». Чириков командовал пакетботом «Святой Павел».
Позднейшие исследователи неоднократно указывали на то, что беды Второй Камчатской экспедиции во многом были предопределены «злоумышленной» картой французского ученого Жозефа Николя Делиля, состоявшего на службе в Российской академии наук. По этой карте экспедиции следовало искать некую мифическую землю Хуана де Гамы.
На это ссылался впоследствии и Свен Ваксель, штурман «Св. Петра». «Карта Делиля,— писал Ваксель,— была неверной и лживой, ибо в противном случае мы должны были перескочить через землю Хуана де Гамы...
...кровь закипает во мне всякий раз, когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По вине этой карты почти половина нашей команды погибла напрасной смертью».